Культурное ускорение. Три. (Музыка)
Зачем нужно культурное ускорение?
В
первой части я объясняю основные задачи и возможные результаты. Там же рассказываю
о театральном процессе, который можно изменить и получить многократное
увеличение вовлеченности в театральное пространство жителей Алтайского края.
Ссылка https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_10.html
Во
второй части - говорю о кинопроизводстве, которого нет в Алтайском крае, но
которое может стать индустрией, способной экспортировать интеллектуальный продукт.
Думаете это фантастика? Перейдите по ссылке https://www.kultbarnaul.ru/2021/03/blog-post_15.html
Сегодня
про музыкальное творчество.
В
Алтайском крае сложилась стандартная ситуация. В Барнауле есть симфонический
оркестр, он является вершиной музыкального творчества и базируется в цитадели
искусства - в филармонии. Краевая филармония ведет себя очень активно и выстраивает
интересную концертную программу. Есть в
городе еще один симфонический оркестр, но думаю, что не все назовут его, потому
что когда он выступает, то его не видно. Это оркестр музыкального театра.
Обидно, что у оркестра нет своего лица, творчески потенциал этого коллектива занижается.
Он должен быть самостоятельной творческой единицей.
Академическая музыка в крае всегда была номером два. Ее содержали, как
необходимое проявление «высокого искусства». В аграрном края основной упор
делали на русские народные оркестры и ансамбли. В Барнауле, это Русский
камерный оркестр и оркестр Сибирь. Есть народный оркестр в институте культуры,
был окрест в АлтГу, симфонического коллектива у них нет, а народники есть.
В
крае богатая история народных коллективов. Что сегодня делают выпускники учебных заведений, я не знаю. Раньше они
работали, в музыкальных школах, в домах культуры, которые были в каждом
райцентре и во многих селах. Мне кажется, что сегодня армия балалаечников, домбристок
и баянистов оказались не нужна. Я могу ошибаться, что бы проверить зашел на
сайт «Панкрушихинская детская музыкальная школа». Все хорошо, специальности:
баян, аккордеон, гитара.
Совсем
другая ситуация с духовиками. Они как обычно требуются в разных коллективах, в
городе есть духовой окрест, в нем произошли значительные перемены, что,
наверное, к лучшему. Весь местный джаз, это много духовиков. А джаз в Барнауле
занимал особое место. Медные и деревянные духовые инструменты нужны в
симфонических и военных оркестрах, и даже на похоронах.
Говоря
о музыке, нельзя обойти вниманием попсу и шансон, есть небольшие проблески
этого музыкального творчества в Барнауле, но они незначительные и про них можно
не говорить.
Есть
другие проблемы, в городе почти нет альтернативных площадок для развития
электронной танцевальной музыки. Нет подходящей сцены для рок музыки, а Барнаул
долгие годы был рок-н-ролльным городом. Закончилось массовое рок движение. И
после этого в городе не появился рэп. Нет заметных рэп исполнителей в Барнауле.
Вообще нет популярного музыканта. Кто-то может указать на Л. Шапиро, но я об
этом не хочу говорить.
Нас
интересует развитие музыкального сообщества, а не личности. Хотя от личности
много зависит. Нет в городе лидеров в музыкальной культуре. Два - три десятилетия
джаз держался на энтузиазме Виктора Манакова, рок на Колбашеве, были свои
лидеры у диджееев, но теперь их нет.
Что
можно сделать на музыкальной арене.
Рок
музыка всегда была независимой и процесс этот почти не управляем, так же как и
рэп исполнители. А вот с электронной музыкой проще. Достаточно легко
организовать несколько фестивалей и все наладится, зачем это делать, я не знаю.
Поэтому
сконцентрируемся на серьезной музыке. Вся академическая музыка: оркестры,
исполнители, зависят от концертных площадок. Сцены есть, но организовать их
работу трудно, поэтому академическая музыка не станет драйвером прорыва.
Только
народная музыка способна создать в крае критическую массу, опираясь на которую
можно шагнуть вперед. Необходим крупный музыкальный форум.
В
рамках концепции «Барнаул - культурная столица Сибири» я предлагал масштабный
фестиваль в жанре «праздника урожая», на который приглашаются все районные
коллективы, гости из ближайших регионов, народные хоры, сводные оркестры гусляров
и баянистов. Это должен быть грандиозное мероприятие, а так как в России мало
подобных событий то, это станет ярким явлением, в которое вписывается идея сохранения
культурных ценностей, народных корней и патриотического воспитания.
Такой фестиваль может
стать конкурентным преимуществом Алтайского края в культурном пространстве
страны. Подобный фестиваль, когда заняты все концертные площадки, все ДК и парки,
когда в происходящее втянуты все жители города и гости, это не заштатный традиционный
«день города» за который стыдно и жалко потраченных денег.
Гости фестиваля, это туристическая составляющая, гостиничный бизнес, и дт. И конечно, это понятное событие, наполняющее всех музыкой. Не забывайте о национальных коллективах и декоративно прикладном искусстве, сувенирной продукции, как составляющей фольклорных праздников.
Стало известно, что Алтайское региональное отделение Союза
Композиторов России получит грант. В сентябре запланировано 4 концерта. «Музыка
композиторов России в Барнауле»: симфонический оркестра Алтайской краевой
филармонии, оркестр народных инструментов «Сибирь», ведущие хоровые коллективы,
солисты. Гости - композиторы и исполнители из Москвы и Красноярска.
Согласитесь, нет размаха.
В.А. Климов.

Добавить комментарий